Контрольно-надзорная деятельность

Административная ответственность в сфере ККТ

26 августа 2024

Бизнес-омбудсмен информирует об упрощении оформления некоторых нарушений и новых штрафов для управляющих компаний розничных рынков.
С 1 марта 2025 года вводится (новыми частями в ст. 14.5 КоАП РФ) административная ответственность для управляющих рынками компаний за предоставление торгового места арендатору без зарегистрированной ККТ (если он ведет такую деятельность, при которой применение ККТ обязательно), а также в следующих случаях:

арендатор не представил копию карточки регистрации ККТ,
управляющая рынком компания не проверила наличие у арендатора зарегистрированной (перерегистрированной) ККТ на сайте ФНС, в том числе через кабинет ККТ,
компания выявила у арендатора нарушения, связанные с наличием зарегистрированной ККТ, но не направила ему уведомления о необходимости устранения выявленного нарушения, и не отказалась от исполнения договора об аренде торгового места.  

В качестве наказания предусмотрены предупреждение или штрафы:
- на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей (за повторное нарушение - от 50 000 до 80 000 рублей);
- на юридических лиц - в размере от 100 000 до 300 000 рублей (за повторное - от 300 000 до 1 млн рублей).
Штрафы будут налагать должностные лица ФНС.
С марта 2025 года также вводится упрощение оформления правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 6 ст. 14.5 КоАП (неприменение ККТ, применение "неправильной" ККТ или "неправильное" применение ККТ, невыдача покупателю чека) в случаях, когда такое нарушение выявлено информсистемой ФНС и совершено таким нарушителем, которому штраф может быть заменен предупреждением в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В таком случае протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия нарушителя и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ или в форме электронного документа, подписанного УКЭП, через кабинет ККТ или портал Госуслуг.
Копию могут выслать нарушителю через региональный портал Госуслуг или даже на его смартфон, если нарушитель зарегистрирован в ЕСИА и согласился на получение копий постановления либо информации с использованием таких средств информационных технологий.
Федеральный закон от 8 августа 2024 года N 284-ФЗ

Бизнес-омбудсмен рассказала о досудебном обжаловании решений органов контроля

22 августа 2024

В 2024 году Бизнес-омбудсмен Елена Гнётова провела 29 мероприятий по досудебному урегулированию споров субъектов предпринимательства с органами публичной власти.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия информирует, что с 9 сентября 2024 года вступают в силу новые размеры государственных пошлин, которые необходимо уплачивать при обращении в Арбитражный суд.
Например, индивидуальному предпринимателю вместе с заявлением в арбитражный суд о признании незаконными решений, действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, должностныхлиц необходимо будет представить квитанцию об оплате пошлины на сумму 10 тысяч рублей, а для организации такая пошлина составит 50 тысяч рублей.
Возрастает значение процедуры досудебного обжалования и роль участия в такой процедуре Бизнес-омбудсмена, в том числе досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Как пояснила Елена Гнётова, законом о контроле предусмотрено право контролируемых лиц на досудебное обжалование через Единый портал госуслуг:

«Жалоба подается в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав решением контрольного (надзорного) органа, действием или бездействием его должностных лиц. А жалоба на предписание - в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. При пропуске этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен уполномоченным органом».

Бизнес-омбудсмен отметила, что к жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Такое право контролируемого лица предусмотрено частью 4 статьи 41 Федерального закона № 248-ФЗ. Уполномоченный орган обязан направить ответ на позицию бизнес-омбудсмена в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично и принять новое решение; признать действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и вынести решение по существу.
Решение размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Применение механизма досудебного обжалования обязательно для всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением случаев, если для вида муниципального контроля применение механизма досудебного обжалования не предусмотрено.
Более подробно о механизме подачи жалобы на контрольные органы можно прочитать на сайте:
https://knd.gosuslugi.ru/


 

Бизнес-омбудсмен: дистанционный онлайн контроль снизит нагрузку на бизнес

22 августа 2024

Контроль и надзор переходит в цифру и помогает «не кошмарить» бизнес.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнётова сообщила, что к эксперименту по онлайн контролю без выезда на объектыс применением мобильного приложения «Инспектор» подключилось ещё семь федеральных контрольно-надзорных органа.
Раньше в эксперименте по использованию принимали участие МЧС, Росздравнадзор и Ростехнадзор. Теперь проводить проверки в режиме видеосвязи могут также Роскомнадзор, Минкульт, Минпромторг, Минстрой, Росалкогольтабакконтроль, Рособрнадзор и Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
Елена Гнётова отметила, что Федеральный Закон о государственном контроле и надзоре N 248-ФЗ допускает проведение контрольных и профилактических мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия.
Пилотный проект по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в дистанционном формате через мобильное приложение «Инспектор» был запущен в 2022 году. Через приложение можно провести дистанционную проверку по видеосвязи, отследить процесс проверки по чек-листу, маршрут проверки:

Дистанционные проверки позволяют применять современный цифровой формат коммуникаций. Инспектору не надо выезжать на объект. Инспектор через приложение может провести проверку по видеосвязи, проверить по чек-листу соблюдение всех требований контрольного мероприятия. Благодаря функциям программного приложения может зафиксировать локацию участника дистанционной проверки, чтобы не допустить подмену геопозиции. Результаты проверки фиксируются электронной подписью сразу в приложении. В облаке сохраняются все материалы проверки, включая фото, видео и аудио записи. Это даёт возможность контролируемому лицу посмотреть свою историю проверок, а также использовать сохраненные материалы в случае обжалования результатов проверки. Прозрачность мероприятия и отсутствие прямого взаимодействия подконтрольного лица с инспектором исключает коррупционные факторы и снижает нагрузку на бизнес.

Внимание! Изменения в КоАП РФ

21 августа 2024

Росприроднадзор сможет возбуждать дела об административных правонарушениях БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ КНМ (контрольно-надзорных мероприятий) во взаимодействии с контролируемым лицом в случаях:

невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41 КоАП РФ);
неуплаты в установленный срок экологического сбора (статья 8.41.1 КоАП РФ);
непредставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (часть 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ);
несвоевременного представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (часть 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ);
непредставления деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (часть 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ);
несвоевременного представления деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (часть 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ);
представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме (часть 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ);
представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в неполном объеме (часть 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ);
представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения (часть 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ).

Дела по вышеуказанным административным правонарушениям могут быть возбуждены, если в материалах, имеющихся или поступивших в Росприроднадзор или его территориальные органы, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Повышены размеры штрафов за совершение административных правонарушений, выражающихся в сокрытии или искажении экологической информации.
Введена ответственность за повторное совершение данного правонарушения.
Росприроднадзор обращает внимание на необходимость внимательной подготовки и своевременного представления документов в рамках «расширенной ответственности производителей», внесения экологических платежей.
Положения Федерального закона от 08.08.2024 N242-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступили в силу с 19 августа 2024 года.

Управление Россельхознадзора подвело итоги контрольно-надзорной деятельности за 2023 год

21 февраля 2024

15 февраля Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова приняла участие в публичных обсуждениях правоприменительной практики Североморского межрегионального управления Россельхознадзора за 2023 год.

Участники публичных обсуждений были проинформированы о работе Управления по присвоению категории риска объектам, осуществляющим деятельность на поднадзорной территории, результатах контрольно-надзорной деятельности, типовых нарушениях обязательных требований и изменениях в законодательстве.

Как сообщил начальник отдела ветеринарного надзора по Республике Карелия,
Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу
Андрей Михайлович Редин в 2023 году было проведено 6310 контрольно-надзорных мероприятий, из них по Республике Карелия: 2087 (включая 26 плановых и 27 внеплановых проверок), по результатам которых выдано 12 предписаний, вынесено 70 постановлений о привлечении к ответственности.

В ходе своей деятельности должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора, был выявлен ряд типичных правонарушений, в том числе: нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов Таможенного союза; несоблюдение ветеринарных правил предприятиями по содержанию определенных видов животных; отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на животных и животноводческую продукцию и др.

На мероприятии были также подведены итоги государственного земельного контроля и фитосанитарного надзора.

Было отмечено, что особое внимание уделяется профилактической работе, направленной на разъяснения обязательных требований и недопущения нарушения

действующего законодательства. Так по земельному надзору количество профилактических мероприятий выросло: информирование — в 6 раз, объявлено предостережений больше на 20%, консультирований и  профилактических визитов —  в 2 раза.

При осуществлении государственного земельного надзора наиболее часто выявляются такие правонарушения, как неиспользование земельных участков из земель с/х назначения, которое приводит к зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем; захламление с/х земель различными отходами, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к негативным процессам, ухудшающим качественное состояние земель.

Бизнес-омбудсмен информирует, что в целях предупреждения нарушений, а также формирования единого понимания требований законодательства на сайте Управления http://10.fsvps.gov.ru/ размещается информация о результатах деятельности, основных нарушениях и изменениях требований законодательства, а также актуальные нормативные правовые документы об обязательных требованиях и информация о мерах ответственности за нарушения.

Бизнес-омбудсмен Карелии: Категория риска должна понижаться с учётом добросовестности контролируемого лица

06 декабря 2023

 

 

4 ноября Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия приняла участие в круглом столе с участием представителей Роспотребнадзора. 

На мероприятии, организованном аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, обсуждались индикаторы риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.

Как пояснил представитель Роспотребнадзора, Индикатор риска может служить основанием инициирования проведения контрольно-надзорного мероприятия. Индикатор риска, как лампочка, если условная лампочка загорелась, а значит сработал индикатор риска, орган контроля может инициировать внеплановую проверку, предварительно согласовав её с Прокуратурой

С Индикаторы риска по контролю в области защиты прав потребителей можно ознакомится в Положении, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. N 1005.

Елена Гнётова отметила, что на мероприятии обсуждался также механизм   присвоения категории риска объектам контроля. Именно от категории риска зависит периодичность проверки. 

Как пояснили представители Роспотребнадзора, объекты   контроля поделены на 6 категорий риска. Для присвоения категории риска, используются объективные данные, оценка которых проводится на основании методических рекомендаций органа контроля, которые находятся в открытом доступе.

Как было сообщено, если субъект не привлекался к административной ответственности за время после последней проверки, категория риска может понизиться на единицу.

Переход на риск ориентированный подход значительно снизил количество проверок.  Данные статистики указывают также и на то, что Роспотребнадзор активно использует в своей деятельности профилактические мероприятия. Если в 2022 году службой Роспотребнадзора проведено 81 тысяча профвизитов, то за 9 месяцев текущего года эта цифра увеличилась до 115 тысяч профвизитов.

Как было отмечено, в сфере защиты прав потребителей ведомство вообще отказалось от плановых проверок, могут проводиться лишь внеплановые проверки, например, по жалобам потребителей, по сообщениям в СМИ.

Внеплановые мероприятия могут проводиться ведомством и в случае срабатывания индикаторов риска и фиксации нарушений обязательных требований: увеличение вредных веществ в пробах воды; нарушение маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке, другие индикаторы. 

Елена Гнётова уточнила, учитываются ли критерии добросовестности контролируемого лица при решении контрольного органа по проведению внеплановой или плановой проверки: 

«Предприниматели должны быть мотивированы в учёте органом контроля применения ими автоматизированного контроля, участия в саморегулируемых организациях, страхования рисков и ответственности, проведения самоконтроля и процедур самообследования. 

Учитываются ли эти критерии при внеплановой проверке? Какое преимущество у лица, которое соблюдает все критерии добросовестности?». 

Представители Роспотребнадзора сообщили, что ведомство работает над документами о декларации о соблюдении обязательных требований контролируемого лица. Планируется, что субъект контроля сможет добровольно проходить процедуру самоконтроля, добровольного декларирования соблюдения обязательных требований.

Такая возможность появится в ближайшем будущем и будет внедряться через личные кабинеты контролируемых лиц.

 

Елена Гнетова: добровольные противопожарные меры на объекте контроля должны понижать категорию риска

29 ноября 2023

28 ноября Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова приняла участие в работе круглого стола «Обсуждение предложений по оптимизации индикаторов риска в контрольно-надзорной деятельности с МЧС России», модератором которого выступила Заместитель руководителя экспертно-правового центра федерального уполномоченного Рябова Наталья Владимировна.

В связи с разработкой Концепции развития контрольно-надзорной деятельности, аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей проводит цикл круглых столов по обсуждению предложений по оптимизации критериев отнесения контролируемых объектов к различным категориям риска.

Спикер круглого стола - Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Воронов рассказал об организации и осуществлении государственного пожарного надзора, отметив, что предметом проверочных мероприятий выступает не сама по себе деятельность организаций и граждан в предпринимательской или иной экономической сфере, а соблюдение ими требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях.

Сергей Воронов сообщил о перспективах внедрения принципа объективно-ориентированного надзора: проведения одного контрольно-надзорного мероприятия в отношении одного поднадзорного объекта вне зависимости от количества лиц им владеющих.

«Предлагается обеспечить назначение проверочных мероприятий в отношении любых субъектов предпринимательства, являющихся правообладателями конкретного здания или сооружения. Назначение проверки в отношении конкретного здания, а не в отношении конгломерата лиц им владеющих позволит снизить количество, как плановых, так и внеплановых проверочных мероприятий» - сказал С.Воронов.

Также было сообщено о введении дополнительных индикаторов риска: наличие информации о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети на объекте, которое повлекло возникновение пожара, о ненадлежащей работе систем противопожарной защиты.

Как подчеркнул С.Воронов, развитие системы индикаторов риска направлено на автоматизацию процесса, внедрение механизмов предоставления информации о выполнении требований пожарной безопасности через личные кабинеты контролируемых лиц.

Елена Гнетова при обсуждении отметила, что при отнесении объекта/субъекта контроля к той или иной категории риска, должна учитываться добросовестность  контролируемых лиц.

«Должна быть возможность понижения категории риска, если предприниматель на своём объекте принял все возможные меры для уменьшения рисков возникновения пожаров: установил новейшие системы по предупреждению пожаров, задекларировал свою ответственность принял другие меры. Понижение категории риска будет мерой стимулирования добросовестности контролируемых лиц»,- предложила Елена Гнётова. 

Елена Гнетова рассказала о развитии системы контроля и надзора

14 ноября 2023

13 ноября Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова выступила перед слушателями дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Практика применения Кодекса об административных правонарушениях в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления. Производство по делам об административных правонарушениях» Карельского филиала РАНХиГС.

Елена Гнетова рассказала о первых результатах внедрения нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле, отметив, что предприниматели на практике ощутили уменьшение количества контрольно-надзорных мероприятий. 

«Это и есть результат, когда вместо наказания вводится профилактика для разъяснения обязательных требований для субъектов предпринимательства», - сказала Е.Гнетова.

Сейчас, как отметила Бизнес-омбудсмен, завершается внедрение отдельных инструментов: профилактика нарушений, консультирование контролируемых лиц, самообследование, цифровое взаимодействие между контролируемыми лицами и органами. Постепенно в полную силу начинают работать  индикаторы риска и информирование о результатах осуществления государством контроля.

«Будет доработана система управления рисками - появится калькулятор рисков для определения категории риска в режиме реального времени, а также цифровая система управления инцидентами, - сообщила Елена Гнетова. - Развиваются сервисы профилактики нарушений: разрабатывается сервис самообследования, который позволит субъектам МСП подавать декларацию в соответствии с обязательными требованиями».

Елена Гнетова также обратила внимание, что предприниматели жалуются на дублирующие полномочия органов контроля и надзора и правоохранительных органов.

«За счет применения риск-ориентированного подхода проверки проводятся только в случаях, когда есть риск нарушения законодательства. Чтобы эта система работала, контроль в отношении предпринимателей должны осуществлять только профильные ведомства, - подчеркнула Бизнес-омбудсмен. - В настоящее время одобрен и внесён в Госдуму законопроект, исключающий дублирование полномочий правоохранительных и контрольных (надзорных) органов в отношении бизнеса. На первом этапе из КоАП РФ исключат 46 составов, связанных с дублирующими полномочиями».

Елена Гнетова также поделилась практикой защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в случаях их нарушения органами контроля и надзора, рассказав о положительных судебных решениях по делам об административных правонарушениях.

Россельхознадзор стал применять искусственный интеллект при контрольно-надзорных мероприятиях

20 октября 2023

20 октября Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия приняла участие в отчётном мероприятии Североморского межрегионального управления Россельхознадзора. Ведомство представило информацию о результатах своей работы за 9 месяцев 2023 года в части федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, карантинного фитосанитарного контроля (надзора); контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений; Федерального государственного земельного контроля (надзора).

Как рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, особое внимание Управление Россельхознадзора уделило профилактической деятельности, работе по предупреждению нарушений.

С учётом того, что проверки в настоящее время проводятся исходя из категории риска, поднадзорным объектам по каждому виду контроля сотрудники Управления Россельхознадзора присвоили категорию риска. Чем она выше, тем чаще орган контроля проводит проверки. Например, в области ветеринарного контроля из более чем двух тысяч поднадзорных объектов в Карелии лишь 7 присвоен чрезвычайно высокий риск.

В сфере государственного контроля (надзора) обращения лекарственных средств для ветеринарного применения лишь трем объектам контроля из 116 присвоена категория значительного риска, в области государственного земельного контроля и государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) объектов высокого и чрезвычайно высокого риска не выявлено. Это говорит о том, что вместо плановых проверок проводятся иные мероприятия по мониторингу, наблюдению, профилактике.

Ведомство по каждому виду контроля (надзора) представило статистический материал количества контрольно-надзорных мероприятий и мероприятий профилактического характера, проведённых за 9 месяцев 2023 года. Например, по ветеринарному контролю в Республике Карелия проведено 1042 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 999 без взаимодействия с контролируемым лицом, при этом профилактических мероприятий проведено более трех тысяч, это в три больше, чем контрольно-надзорных.

Елена Гнётова отметила, что сотрудники Управления в своей работе используют такие меры профилактики, как информирование, консультирование, профилактические визиты, выдачу предостережений. А также, по информации сотрудников Россельхознадзора, они начали активно применять искусственный интеллект при мониторинге оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). Из выявленных искусственным интеллектом за отчетный период нарушений подтверждено 384, выдано 125 предупреждений.

В рамках данного мониторинга особое внимание уделяется продукции, поступающей в социально-значимые учреждения в рамках федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Победителем конкурса для обеспечения государственных и муниципальных нужд становится тот, кто предложит наименьшую цену на продукцию. Не секрет, что есть поставщики и производители, которые заведомо занижают стоимость контракта, чтобы получить право на поставки. Это, как указали сотрудники Россельхознадзора, зачастую приводит к снижению качества продукции и увеличению поставок фальсификата.

Мониторинг с использованием искусственного интеллекта системы «Меркурий» ФГИС «Ветис» позволяет выявить производство и перемещение потенциально небезопасной продукции. При выявлении продукции сомнительного качества сотрудниками Россельхознадзора производится отбор проб. Пробы, отобранные в социально-значимых учреждениях, направляются для проведения исследований в лабораторию, подведомственную Россельхознадзору (Северо-Западный филиал ФГБУ «ВНИИЗЖ»). О фактах выявления фальсификации продукции Управление информируют социально-значимые учреждения и поставщика продукции, а также информация направляется в Министерства (социального развития, здравоохранения, образования), Администрации районов, Роспотребнадзор, УФАС, Прокуратуру и МВД. Проводится работа по отзыву деклараций о соответствии продукции у недобросовестных производителей при выявлении небезопасной продукции. На основании этих данных социально-значимые учреждения вправе расторгнуть контракты с производителями и поменять поставщиков продукции.

Также на мероприятии была представлена подробная информация об обязательных требованиях по сферам деятельности, разъяснения по соблюдению обязательных требований, информация по изменениям в нормативные правовые акты.

С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Североморского межрегионального управления Россельхознадзора:

http://10.fsvps.gov.ru/otkrytaja-sluzhba/ в разделе «Публичные обсуждения».

Елена Гнетова рассказала о снижении административного давления на бизнес

21 июля 2023

19 июля Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова приняла участие в работе Инвестиционного комитета – Совета по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия под председательством Главы Республики Карелия Артура Олеговича Парфенчикова.

В рамках заседания ответственные исполнители рассказали о результатах работы по улучшению показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Республики Карелия.

Елена Гнётова представила результаты по показателям группы Б-2 «Административное давление на бизнес».

Бизнес-омбудсмен отметила, что в Республике Карелия органы контроля и надзора уменьшили количество проверочных мероприятий в отношении субъектов бизнеса, меньше, чем в 2021 году фиксируется случаев давления на бизнес со стороны органов власти или естественных монополий. 


По показателю «Доля предупреждений от общего числа наказаний» Карелия перешла в самую лучшую группу А - «Регионы-лидеры».



Также республика стала лидером по показателю «Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных и профилактических мероприятий».


Как указала Елена Гнетова, эти показатели формируются на основе Индекса «Административное давление» - ежегодного исследования, подготовленного Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина.

В течение года Уполномоченным велась большая работа с территориальными управлениями федеральных контрольно -надзорных органов, чьи показатели анализировались в рейтинге.


Отмечу, что в 2022 году Республика Карелия в Индексе административного давления заняла 21 место из 85 регионов России, поднявшись на 16 мест.



Это хороший результат и Республика Карелия демонстрирует уверенный рост.


Елена Гнетова внесла предложения по улучшению показателей по административному давлению на бизнес:


Анализ бесед, встреч с предпринимателями позволяет сделать вывод, что несмотря на мораторий на плановые проверки, в отношении предпринимателей и их объектов проводятся мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, которые не вносятся в Реестр контрольно-надзорных мероприятий, но если инспектор установил нарушение обязательных требований, в адрес контролируемых лиц направляется предостережение.


Контролируемое лицо, как подчеркнула Бизнес-омбудсмен, после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение.


Каждый вид контроля регулируется отдельным положением, в котором порядок и сроки подачи возражений на предостережение, порядок и сроки реагирования контрольно-надзорных органов различаются.


Елена Гнетова предложила обратиться в адрес Минэкономразвития, Генеральной Прокуратуры РФ для установления единых сроков направления контролируемым лицом возражений на предостережение, унификации сроков рассмотрения органом контроля (надзора) возражений контролируемого лица, а также результатов рассмотрения возражений в виде принятия решения об отмене объявленного предостережения или отказе в его удовлетворении полностью или в части.

Бизнес-омбудсмен также предложила улучшить механизм информирования предпринимателей о принципах контроля/надзора, о моратории на проверки и возможностях профилактики.

Республика Карелия в лидерах по уменьшению административного давления на бизнес

05 июля 2023

Республика Карелия за год поднялась в Индексе административного давления на 16 позиций и заняла 21 место из 85 регионов России.

Об этом в ходе круглого стола «Обсуждение результатов Индекса административного давления-2023 в Республике Карелия» сообщил директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко.

4 июля состоялся круглый стол по вопросу обсуждения результатов Индекса административного давления 2022 Республики Карелия с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей Елены Гнетовой, директора Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антона Свириденко, заместителя министра экономического развития Карелии Елены Игнатенковой и представителей территориальных управлений федеральных контрольно-надзорных органов.

Как отметила Елена Гнетова, сфера контроля и надзора находится в постоянном внимании Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.

Если говорить о вопросах, которые были актуальны для предпринимателей и организаций в 2022, 2023 году – это возможность изменения категории риска.

Елена Гнетова предложила активнее информировать предпринимателей о возможности понижения категории риска при внедрении принципов добросовестности.

Участники круглого стола обсудили результаты и методику Индекса административного давления.

Бизнес-омбудсмен отметила, что в основу рейтинга по регионам положены три основных показателя: доля предупреждений в общем числе наказаний (чем больше – тем лучше); доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору (чем меньше – тем лучше); а также доля профилактических мероприятий (чем больше – тем лучше).

В индекс традиционно включаются надзорные (контрольные) ведомства, которые проводят наибольшее количество мероприятий по федеральным законам № 294-ФЗ, № 248-ФЗ: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС России, Росздравнадзор, Ространснадзор, в 2022 году также включены показатели ФНС России.

Директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко сообщил, что Роструд в Республике Карелия отличился практически «идеальными» показателями – 0,3% проверенных субъектов из всех подконтрольных (в среднем по России – 0,2%), 97,8% мероприятий – профилактические, и во всех 100% случаев ведомство ограничилось вынесением предупреждения. У других контрольно-надзорных органов большая часть цифр не настолько «ровная», однако средние по стране показатели в основном превышены. К примеру, у карельского управления Роспотребнадзора доля профилактических мероприятий – 77,3% против средних 66%, у Россельхознадзора доля предупреждений – 100% против средних 24,9%, а у МЧС доля субъектов, подвергнутых надзору – всего 0,6% против 2,6% в среднем по стране.

В целом за прошлый год уровень административного давления на бизнес очень значительно снизился по всей России, - отметил Антон Свириденко. – Проверок стало на 70% меньше. Профилактика стала безусловно лидирующим методом в работе изучаемых нами ведомств.

Предостережение контрольного (надзорного) органа: разъяснение омбудсмена.

08 июня 2023

На личном приёме к Бизнес-омбудсмену Республики Карелия Елене Гнётовой обратились предприниматели, получившие предостережение от органов муниципального контроля, с вопросом, законно ли во время моратория на проверки направлять предостережения и как реагировать на такой документ.

Как пояснила Уполномоченный по защите прав предпринимателей, объявление предостережения – это, как правило, результат анализа какой-либо информации.  

Предостережение может быть выдано:

 - по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе по итогам рассмотрения обращений граждан или иной информации, поступившей в контрольный (надзорный) орган (п. 2 ст. 60 ФЗ N 248-ФЗ);

 - в ходе и по итогам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. Например, наблюдения за соблюдением обязательных требований (п. 2 ч. 3 ст. 74 ФЗ N 248-ФЗ); 

 - по результатам контрольного (надзорного) мероприятия со взаимодействием контрольный (надзорный) орган может рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, а также предостережение (в соответствии со ст. 90 ФЗ N 248-ФЗ).

Таким образом, Инспекторы могут проводить мероприятия по контролю и надзору без взаимодействия с контролируемыми лицами, а при выявлении нарушений обязательных требований или наличии информации о признаках нарушений, контролируемому лицу может быть направлено предостережение.

В предостережении инспектор указывает, что нарушено, перечисляются нарушенные нормы права и контролируемому лицу предлагается принять меры к устранению нарушений. 

Бизнес омбудсмен также разъяснила, что делать, если субъект предпринимательства получил предостережение:

Получив предостережение и ознакомившись с ним, предприниматель вправе добровольно исполнить предостережение и устранить нарушение.

В случае несогласия с выводами инспектора, субъект предпринимательства может направить в орган контроля (надзора) мотивированное возражение.

Уполномоченный обращает внимание, что контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (п.5 ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ).

Справка:

Федеральный закон от 31.07.20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Изменение категории риска деятельности или объекта контроля через систему досудебного обжалования

05 мая 2023

Бизнес-омбудсмен Республики Карелия разъяснила предпринимателям, как изменить категорию риска контролируемого лица или объекта. 

Как сообщила Елена Гнётова, с 15 мая изменять категорию риска деятельности или объекта контроля можно через систему досудебного обжалования.

«Заявление контролируемого лица об изменении категории риска осуществляемой им деятельности или принадлежащего ему объекта контроля может подаваться и рассматриваться в том же порядке, что и досудебная жалоба на акт проверки или предписания - в электронном виде через портал Госуслуг», - объяснила Елена Гнётова

В заявлении, подписанном электронной подписью, в том числе неквалифицированной или простой электронной подписью физического лица, действующего от имени юридического лица, должен быть указан номер соответствующего объекта контроля из Единого реестра видов контроля (http://ervk.gov.ru/).

Заявление рассматривается руководителем (заместителем руководителя) органа, который присвоил первоначальную категорию риска. Срок рассмотрения заявления - не более 5 рабочих дней со дня регистрации.

Бизнес-омбудсмен также отметила, что одновременно действует и "обычный" порядок изменения категории риска, предусмотренный  Федеральным законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации:

Контролируемое лицо подает в контрольный (надзорный) орган соответствующее заявление в случае, если его деятельность / объект соответствует критериям риска для отнесения к иной категории риска. В этом случае решение об изменении категории риска также принимается (если принимается) в течение 5 рабочих дней.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2023 г. N 372

Профилактический визит Роспотребнадзора

13 апреля 2023

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о порядке проведения профилактического визита.

В числе мер профилактики правонарушений в соответствии с требованиями статьи 52 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управление Роспотребнадзора проводит профилактический визиты в сфере санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и в сфере защиты прав потребителей.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

По итогам проведенного профилактического визита предписание об устранении нарушений обязательных требований не выдается, хозяйствующий субъект не привлекается к административной ответственности.

Бизнес-омбудсмен рассказала о взаимодействии с Управлением МЧС по Республике Карелия

07 апреля 2023

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова приняла участие в мероприятиях, организованных Главным управлением МЧС по Республике Карелия в рамках «Недели безопасности» в Арктической зоне.

4 апреля состоялся семинар для предпринимателей республики по вопросам профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, в рамках которого обсуждались особенности осуществления государственного пожарного надзора в 2023 году.

С приветствием к участникам мероприятия обратился начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Карелии Александр Овчинников. Александр Владимирович отметил, что в 2023 году законодательство об осуществлении контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности претерпело существенные изменения, которые направлены на снижение административной нагрузки на контролируемых лиц, изменения принципов контроля, ставку на профилактические меры.

Елена Гнетова в своем выступлении поблагодарила Управление МЧС Карелии за сотрудничество, в рамках которого осуществляются совместные рассмотрения обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей, проводятся личные приемы, мероприятия по досудебному урегулированию споров, обсуждение законодательных инициатив.

Бизнес-омбудсмен рассказала о выявленной при рассмотрении обращений предпринимателей системной проблеме, связанной с Федеральным государственным пожарным надзором.

Как указала Елена Гнётова, Федеральный закон № 248-ФЗ предусматривает возможность понижения категории риска объектов, что ведет к уменьшению периодичности плановых проверок. Как пояснила Е.Гнётова, изменение категории риска возможно по заявлению контролируемого лица и при условии соблюдения критериев добросовестности. Такие критерии установлены пунктом 7 статьи 23 закона № 248-ФЗ и должны для предпринимателей быть стимулом для внедрения новых технологий, позволяющих снижать вред и ущерба охраняемым законом ценностям.

В то же время, как отметила Бизнес-омбудсмен, по некоторым видам контроля понизить категорию риска не представляется возможным:

При отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров надзорным ведомством определяется Индекс индивидуализации подконтрольного лица.

Один из показателей Индекса – «Допустимый риск негативных последствий пожаров». Он учитывает количества пожаров по аналогичным объектам в целом по Российской Федерации, а не по конкретному региону. Если количество пожаров высокое в каком-либо регионе, то понизить категорию риска объекта не представляется возможности.

Как полагает Бизнес-омбудсмен, изменение принципа расчета риска, исходя из статистики конкретного региона, станет для предпринимателей реальным стимулом для внедрения добровольных мероприятий для снижения категории риска. К таким мероприятиям относится: внедрение сертифицированных систем внутреннего контроля; независимая оценка соблюдения обязательных требований; добровольная сертификация; другие мероприятия, подтверждающие добросовестность контролируемого лица.

Елена Гнетова приняла участие в коллегии Роспотребнадзора

21 марта 2023

17 марта Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова приняла участие в расширенном заседании коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, на котором обсудили итоги работы ведомства за 2022 год.

Врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Людмила Котович рассказала об итогах деятельности управления, отметив что ключевой особенностью 2022 года стало: введение моратория на осуществлении контрольной (надзорной) деятельности, что концептуально изменило деятельность инспекторов с контроля на профилактику.

В 2022 году инспекторами Карельского Роспотребнадзора проведено 327 профилактических визитов, почти в 2 раза снизилось количество контрольно –надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами и составило 326 (в 2021 году - 623). Ведомством вообще не проводились административные расследования, а внеплановые проверки - только в исключительных случаях, связанных с угрозой причинения тяжкого вреда здоровью граждан.

Предприниматели чаще стали обращаться за досудебным обжалованием. Через систему ГИС ТОР КНД рассмотрено в прошлом году 33 жалобы, 16 из них удовлетворено.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия также на постоянной основе осуществляется правовая и информационно-просветительская работа: проводятся «горячие линии» по вопросам прав потребителей, консультации в ходе личных приемов, размещаются публикации в СМИ.

Бизнес-омбудсмен Карелии поблагодарила руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия за налаженную совместную активную работу по консультированию субъектов предпринимательства республики, отметив что профилактический визит является очень хорошей возможностью получить профессиональную информацию об обязательных требованиях федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), провести самопроверку, устранить возможные нарушения. Уполномоченный по защите прав предпринимателей отметила, что также вместе с инспекторами готова принять участие в профилактических визитах.

 
 

Как узнать о предстоящей проверке?

09 февраля 2023

В 2023 году мораторий на проверки не распространяется на субъекты и объекты контроля, отнесённые к высокому и чрезвычайно высокому риску.

Предприятиям малого и среднего бизнеса теперь доступны онлайн-уведомления о предстоящих проверках в личных кабинетах на «Госуслугах» и цифровой платформе МСП.РФ.

Уведомления - это предупреждение о плановых и внеплановых, федеральных и региональных проверках, в том числе по соблюдению санитарных и противопожарных требований, трудового законодательства.

Уведомления поступят не позднее чем:

• за пять рабочих дней — о плановой проверке;
• 24 часа — о внеплановой.

КАК ПОЛУЧИТЬ УВЕДОМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ?

Чтобы получать уведомления через портал госуслуг, Вам потребуется личный кабинет контролируемого лица.
Для юрлиц и ИП раздел «Контроль и надзор» доступен автоматически.

КАК ПОДПИСАТЬСЯ НА УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРОВЕРКАХ ЧЕРЕЗ СЕРВИС МСП.РФ?

Подписаться на уведомления о проверках можно в личном кабинете предпринимателя на сервисе МСП.РФ в разделе «Уведомления от органов государственной власти»:
http://мсп.рф/services/antikrizisnye-mery/gosudarstv..

После получения уведомления можно перейти в карточку проверки.

Елена Гнётова приняла участие в профилактическом визите

29 ноября 2022

Уполномоченный по защите прав предпринимателей   приняла участие в профилактическом мероприятии Росреестра Карелии. 

23 ноября заместитель руководителя Карельского Росреестра Владимир Карвонен совместно с бизнес-омбудсменом Еленой Гнётовой посетили с профилактическим визитом Онежский судостроительно-судоремонтный завод.

В ходе профилактического визита сотрудники предприятия были проинформированы о требованиях, предъявляемых к землепользователям, возможных рисках нарушения земельного законодательства, порядке осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора).

Как сообщила Елена Гнётова, цель участия уполномоченного в профилактическом визите контрольно-надзорного органа - гарантировать соблюдение прав и законных интересов субъекта предпринимательства, наблюдая, как проводится мероприятие, какая информация предоставляется субъекту контроля.

Бизнес-омбудсмен отметила:

Профилактический визит является отличной возможностью для предпринимателей получить исчерпывающую информацию об обязательных требованиях конкретного вида экономической деятельности.
Во время профвизита инспектор разъясняет, какими нормами и правилами регламентированы обязательные требования. Предприниматель может узнать, к какому уровню риска относится, как понизить данный уровень, а также получить у представителя органа контроля (надзора) консультацию по вопросу своей сферы экономической деятельности.

Елена Гнётова рассказала, что профилактическое мероприятие прошло в очень корректной форме, руководитель предприятия получил максимальную и необходимую для деятельности завода информацию, остался удовлетворён такой формой взаимодействия с контролирующим органом.

Заместитель руководителя Карельского Росреестра Владимир Карвонен также отметил эффективность подобных мероприятий:

Число случаев использования профилактического визита как механизма взаимодействия с контролируемыми лицами, растет. В 2022 году инспекторами Карельского Росреестра проведено 174 профилактических визита.

Руководитель Онежского судостроительно-судоремонтного завода   Владимир Майзус   был проинформирован о порядке   обращения к бизнес-омбудсмену в случае нарушения прав и законных интересов субъекта предпринимательства решением, действиями или бездействием органа публичной власти и его должностными лицами. 

Бизнес-омбудсменом также были даны разъяснения о праве организации направить заявление в адрес уполномоченного по участию в проверке; о праве привлекать уполномоченного защитником при возбуждении административного дела в отношении субъекта бизнеса; праве ходатайствовать о привлечении уполномоченного 3-м лицом для участия в рассмотрении дела в арбитражном производстве.

Состоялась встреча Уполномоченного Карелии с предпринимателями Суоярвского муниципального района

29 ноября 2022

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии Елена Гнётова приняла участие в заседании   Совета предпринимателей Суоярвского района, состоявшегося 25 ноября в поселке Найстенъярви.

Бизнес-омбудсмен рассказала о проблематике обращений   в 2022 году к Уполномоченному, о принятых мерах по восстановлению прав и законных интересов заявителей.

В своем выступлении Елена Гнётова отметила, что вопросы, связанные с контролем и надзором, традиционно занимают лидирующее место.

Предприниматели задают вопросы, почему в период моратория на проверки, утверждённого Постановлением   Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336, проводятся мероприятия муниципального контроля, предпринимателям направляется предписания.

Бизнес-омбудсмен разъяснила особенности контроля и надзора в 2022 году, какие мероприятия   могут проводиться контрольно-надзорными органами, пояснила в каком случае выдаётся предписание и как субъект контроля должен реагировать на выданное предписание. 

Елена Гнётова отметила, что государство принимает значимые меры по снижению административной нагрузки на бизнес, меняет принципы системы контроля и надзора с наказаний на профилактику, вводит механизм поощрения добросовестности бизнеса. 

В то же время, как пояснила Уполномоченный, есть случаи жалоб на возбуждение дел об административных правонарушениях в период моратория и по результатам мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.

По таким жалобам проводится правовой анализ и, если Уполномоченный усматривает нарушение прав и законных интересов контролируемых лиц, вступает в процесс рассмотрения дела об административном правонарушении в качестве защитника:

В этом году защищала нарушенные права индивидуальных предпринимателей по таким жалобам в качестве защитника в суде, а также при рассмотрении дел об административном правонарушении органом надзора(контроля). Все дела были разрешены в пользу предпринимателей.

Елена Гнётова обратила внимание предпринимателей о их праве приглашать уполномоченного для участия в проверке или профилактическом мероприятии путём направления письменного заявления.  

Уполномоченный также сообщила, что должностные лица контрольных (надзорных) органов, в том числе органов муниципального контроля, теперь несут ответственность за допущенные нарушения при проведении проверок, иных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий. Соответствующие изменения внесены в Кодекс об административных правонарушениях.

Работодателей проверят в случае задержки или невыплаты заработной платы

14 ноября 2022

Уважаемые работодатели, информирую Вас о внесении изменений в Постановление Правительства РФ о моратории на проверки.

-Внеплановые проверки работодателей станут возможны, если от работников поступила информация о невыплате/ неполной выплате зарплаты.

-Внеплановая проверка возможна при условии согласования с органами прокуратуры.

-Внеплановая проверка возможна если нарушение трудовых прав работников носит массовый характер невыплаты заработной платы носит массовый характер – свыше 10% среднесписочной численности или более 10 человек.

ПОДРОБНО
Постановлением Правительства РФ от 10.11.2022 № 2036 внесены изменения в п.п. а) пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 N 336 в части дополнений оснований для внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок.

Внеплановые проверки в отношении работодателей могут проводиться по решению руководителя (зам.руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или его территориального управления в случае поступлений от работников обращений о массовых нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой зарплаты.

Такие внеплановых проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211110027